ООО "Турминал Тревел Компани".
г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д.111, офис 514.

+7 (911) 923 2532
 

Город Куско, Перу

Куско – самый красивый и интересный город Перу. Он окружен многочисленными археологическими комплексами, времен Инкской и доинской эпох. Восемь веков назад в одноименной долине появилось племя, провозгласившее себя Сынами Солнца – Инки. Им предстояло завоевать большой участок Южной Америки и построить самое крупное государство того времени на всей земле. А началось история могучей империи с небольшого поселка, который в скором времени превратился в воинственный город-государство Куско, что в переводе означает пуп земли. Расширив границы своих владений, инки сделали Куско столицей империи. Увы, до нашего времени город не дошел в первозданном виде. Постарались испанцы. Они разрушали древние стены, в поисках сокровищ, растаскивали идеально сработанные блоки для постройки своего - колониального Куско. Современному путешественнику город предстает странным гибридом классической испанской архитектуры и индейского зодчества. Говорят, что в городе нет ни одного колониального здания, стены которого бы не включали каменные блоки вытесанные руками жителей Инкской Империи. Многие архитектурные комплексы установлены на древних фундаментах.
 
Куско расположен в районе долины Урубамбы, на восточном склоне горной цепи Анд, на высоте 3 500 м, в бассейне реки Уатанай. В настоящее время город - туристический центр Перу; столица ведомства Куско.
 
Список почетных званий города
В 1933 году, в Аргентине, в городе Ла-Плата было принято решение присвоить Куско звание: "Археологическая Столица Америки".
 
Позже, в 1978 году город получил звание: "Культурное наследие Мира".
 
Затем, 9 декабря 1983, ЮНЕСКО объявило Куско "Культурным наследием Человечества".
 
22 декабря 1983 года перуанское правительство объявило Куско "Туристической Столицей Перу" и "Культурным наследием Нации".
 
В настоящее время, согласно Политической Конституции 1993 года город назначен "Исторической Столицей Перу".
 
Климат
В регионе выделяют два времени года: сухой сезон и сезон дождей. Сухой сезон, с апреля по октябрь характеризуется солнечными днями, холодными ночами. Средняя температура держится в пределах 13 °C. Дождливый сезон, с ноября по март, средняя температура около 12 °C. В солнечные, безветренные дни температуры всегда выше.
 
История и Легенды
Происхождение названия города
Кто и почему дал такое имя городу доподлинно неизвестно, но есть два предположения. Возможно слово «куско» является заимствованным из языка аймара, в котором есть такое герграфо-этнографическое понятие, как «qusqu wanka» - скалистая гора совы. Среди прочих существует индейская легенд рассказывающая, о том, что один из братьев Айар, по имени Айар Аука, брат Манко Капака летая на собственных крыльях, избрал место будущего города, приземлился и превратился в камень, названный древними жителями долины - Коско.
 
По второй версии, которую записал Инка Гарсиласо де ла Вега (1539 – 1616, перуанский историк), «коско» - слово принадлежащее одному из наречий языка кечуа и означает пуп земли.
 
Испанцы, покорившие древнюю империю, сохранили многие исторические названия, исказив их фонетически, приспособив под написание латинскими буквами. Название города Куско постигла та же учесть.
 
Легенды, рассказывающие об основании Куско
Согласно первой легенде, бог солнца Инти пожалел глупых, ничего не знающих и не умеющих людей, живущих как животные, и послал на землю двоих своих детей: Манко Капака и дочь Маму Окльо (жену и сестру Манко Капака), вручив сыну золотой жезл для того, чтобы там, где он войдет в почву, дети Солнца основали город, которому впоследствии суждено будет превратиться в столицу великой державы. Будущие инкские правители пришли со стороны озера Титикаки, а богоугодным местом оказались склоны вблизи долины Урубамбы. Дети солнца обратились к дикарям, стали учить их ремеслам и земледелию, этике и устройству дома. И перволюди пришли к ним сами, стали служить, почитая Манко Капака и Маму Окльо как справедливых правителей и своих родителей.
 
Согласно второй легенде, принадлежащей индейцам, живущим на юге и на западе от Куско, случился на земле потоп, после которого появился невероятно сильный человек, разделивший мир на четыре части. Одна из частей досталась Манко Капаку. Будущеий император пришел в свои владения и основал город Куско.
 
Согласно третьей легенде, принадлежащей индейцам, живущим на востоке и на севере от Куско, во время возникновения мира из среднего окна неких окон, расположенных в скалистых горах, рядом с Куско, в месте, которое называется Паукартампу, вышли четверо мужчин и четыре женщины. Все они были братьями и сестрами. Первого брата звали Манко Капак, а его жену Мама Окльо. Они и основали город, дав ему имя Куско.
 
Как бы то ни было, все легенды сходятся в одном, что империю Инков и город Куско основал Манко Капак.
 
История развития города
Развитие Куско неразрывно связано с формированием инкской империи – Тауантинсуйю, поскольку победоносное шествие сынов Солнца началось со становления города-государства Куско и укрепления его политических позиций в регионе.
 
С одной стороны с инкской территорией соседствовали жители долину реки Урубамбы и прилегающих к ней обжитых районов высокогорья. Заселяли эти земли разные племена индейцев кечуа, а вместе они представляли собой единый этнокультурный центр. Крупными и влиятельными городами-государствами региона были: Паукартампу, Урубамба, Ольянтайтамбо, самым серьезным соперником, а иногда и союзник - Писак. С другой стороны к инкским владениям плотно подходили земли не кечуанских племен.
 
Древние хроники, в том числе записи Педро Сармьенто де Гамбоа,  испанского исследователя и путешественника (1532—1592), утверждают, что на месте современного Куско и в его окрестностях, до возникновения Империи Инков, проживал ряд этнических групп, из которых более древними были: Гуаяс, Сауасирай и Антасайас, а более молодыми: Алькависар, Копалимаитас, и Кулунчимас. Близлежащую территорию занимал народ Айармакас, не павший под наступлениями Инков, а напротив, являвшийся вполне достойными соперниками в освоении земель; длительное время инки сражались с племенем чанков.
 
Естественно, что на ранних этапах становления Инкского государства, дети Солнца и окружающие их племена, как этнически родственные, так и нет, постоянно состязались в военной мощи. Главной наградой победителю были природные ресурсы и политическое влияние в регионе. Поэтому Куско стремительно обрастал каменными стенами и бастионами, а так же наращивал армию.
 
Во времена расцвета Тауантисую Куско стал столицей империи - политическим, экономическим, культурным и религиозным центром.
 
Стоит уделить особое внимание Куско, как религиозному и культурному центру империи. В столице проживала вся правящая верхушка, элита вместе с «золотой молодежью» во главе с Сапа-Инкой («Единственным Инкой» - титул царя Тауантинсуйо) и жрецами. Поэтому главные религиозные празднества проводили непосредственно в Куско и окрестностях, но это не единственная причина выделяющая столицу, как духовный центр всей империи. Дело в том, что при всей своей воинственности и суровых правилах жизни инки отличались особой веротерпимостью. Поэтому при присоединении очередного племени к Тауантинсуйю, будь то результат уговоров или военизированное вторжение, детей Солнца, они требовали от новых граждан государства признания верховным божеством бога солнца Инти, при этом поклонение своим исконным богам племенам не возбранялось. Более того, изображения чужих эксверховных божеств с огромным почтением перевозились в Куско и устанавливались в храмах.
 
Еще одной чертой инков была замечательная восприимчивость к чужим достижениям, если дети Солнца обнаруживали в них полезные для себя элементы. Куско – огромный город, жилые застройки которого исчислялись около сотней тысяч домов, а так же дворцами и храмами, был заселен не  одной только знатью. Желание показать инкам свою преданность и любовь, богатства отечества, в том числе талантливыми людьми, заставляло неинкскуго знать приводить с собой действительно выдающихся мастеров своего дела в самых различных, сферах культуры, искусства, ремесел. Это был неисчерпаемый источник обогащения культурной жизни страны, т.к. то, что признавал Куско, распространялось по всему царству. Известно также, что в Куско при дворе Сапа Инки постоянно находились ближайшие родичи, главным образом сыновья правителей присоединенных к Тауантинсуйю царств и земель. Они обучались в Куско языку, законам и обычаям сынов Солнца. Однако подданные инков были обязаны носить свои «национальные» одеяния, поддерживать свои традиции, как бы воспроизводя в миниатюре то царство и те земли, выходцами из которых они были. Конечно, все это в какой-то степени носило театрализованный характер. Но не менее бесспорно и то, что организованный сынами Солнца «спектакль» являлся эффективным средством культурного обмена среди этнически разнородных групп населения Тауантинсуйю.
 
Структура города
Куско состоял из двух частей Верхнего Куско (Ханан Коско) и Нижнего Куско (Хурин Коско). Согласно легенде, две части города возникли по велению детей солнца (Манко Капака, и его жены Мамы Окльо), собравших перволюдей под своим началом (легенда первая, приведенная выше, в разделе: «Легенды, рассказывающие об основании Куско»).
 
«Те, кого привлек король, по его желанию заселили Ханан Коско, и поэтому они назвали его верхним; а те, кого созвала королева, заселили Хурин Коско, и поэтому назвали его нижним. Это разделение города не означало, что жители одной его части имели бы преимущества над жителями другой половины в обязанностях и в привилегиях, - они все были равны, как братья, дети одного отца и одной матери. Инка только пожелал, чтобы это разделение селения и различие в названии - верхнее и нижнее - сохранились бы, чтобы осталась вечная память о том, что одних созвал король, а других королева; и приказал он, чтобы между ними было только одно различие и признанное превосходство: жителей Верхнего Коско следовало воспринимать и уважать как первородных старших братьев, а жителей Нижнего, как младших сыновей; иными словами, чтобы они были левой и правой руками в любых привилегиях по месту в обществе и по службе, ибо верхних привлек мужчина, а нижних - женщина».
 
Инка Гарсиласо де ла Вега, История государства инков
 
Позже город был разделен на четыре района: Чинчасуйу (С-З), Антисуйу (С-В), Кунтисуйу (Ю-З) и Колласуйу (Ю-В), при этом деление на Верхнее и Нижнее Куско сохранилось. Из каждого района вела дорога в соответствующую часть империи. Руководящее лицо каждой области империи должно было построить себе дом в соответствующем районе города и жить часть года в столице.
 
Более мелкой единицей города были своеобразные прямоугольные кварталы – дома прямоугольники, внутри разбитые на десятки зданий. Соответственно наружная стена такого квартала являлась общей стеной для зданий, расположенных внутри. Высота внешней кладки составляла несколько метров, прерывалась красивым проходом-дверью. Для создания внешней стены использовали каменные блоки разной величины. Самые крупные кварталы имели в длину сто и более метров, при этом ширина несколько уступала длине. Располагались дома прямоугольники на каменной платформе — «пата», отсюда и названия некоторых из них: Колькампата, Римакпата, Кильипата. Известны названия пятнадцати кварталов Куско, но, видимо, их было больше. Таким образом, только каменные здания Куско исчислялись сотнями. Здания были покрыты соломой. Инки прекрасно владели керамикой, но не создали черепицу.
 
Городские улицы были шире улочек Европы XVII века, вымощены каменными плитами. На огромных площадях Куско проводили массовые манифестации и ритуальные праздники. На Римакпампе, например, оглашали повеления правителя, отсюда и ее название «Говорящая площадь». Рядом с нею проживали сами инки (знать) — это северо-восточная часть города. Там так же стояли дома Манко Капака (видимо, что-то вроде музея), Виракочи, Тупак Инки Юпанки. Несколько южнее лежала Интипампа — «Площадь (Квартал) Солнца», на которой стоял Кориканча — храм «из золота, серебра и драгоценных камней» - главный храм Солнца всего царства.
 
Чудом Куско был водопровод: две каменные трубы Кольке Мачаквай — «серебряные змеи». Берега ручьев, протекавших по городу, были обшиты камнем. В тех местах, где они пересекали площади, их перекрыли каменными плитами, чтобы не мешали парадам и манифестациям.
 
Существует легенда, что первоначальный рисунок Куско, очертаниями напоминал силуэт пумы – священного животного в инкской мифологии. Центральная площадь Уакапата располагалась на месте груди, а голова там, где и по ныне стоит холм с возведенным на нем комплексом Саксауюман.
 
Испанский период
В XVI веке настало время установления власти конкистадоров. 23 марта 1534 года, Франсиско Писарро (испанский авантюрист, конкистадор, командовавший победоносной испанской армией) присоединил Куско к Испанской Империи.
 
Оставшиеся в живых индейцы в течение нескольких десятков лет колонизации вели ожесточенную борьбу. Манко Инка (Манко Инка Юпанки - младший сын одиннадцатого и последнего правителя свободной Инкской Империи) возглавлял противостояние, пытался создать новую династию, объединить племена после распада державы,  укрывшись в Вилькабамбе. Он погиб от рук друзей-предателей испанской крови. Вилькабамба пала после его смерти, в 1572 году. Наследника престола и командиров казнили.
 
Тем временем Куско стал главным административным центром Испанского вице-королевства на юге страны, так, как занимал важное стратегическое положение, и был весьма преуспевающим городом в экономической сфере, благодаря сельскому хозяйству, горному делу и торговле с Испанией. Город населяли аборигены, принадлежащие к инкской аристократии и испанцы. Начался период смешивания европейской и индейской крови, слияния культур. Многие здания, построенные после вторжения конкистадоров в Перу, выполнены в испанских традициях с примесью инкской архитектуры; в основном в округах Санта-Клара и Сан-Блас. Испанцы, переняв структуру старого инкского города, построили на месте языческих храмов — церкви; прежние дворцы, превратили в административные центры и богатое жильё для знати. Часто новые здания возводили непосредственно на фундаменте, сохранившемся от прежних строений доколумбовой Америки. Помимо церквей и монастырей были построены университет и архиепископство.
 
Развитию города сильно помешал ряд сильных землетрясений, так например катаклизм 1650 года разрушил почти все колониальные здания.
 
В 1780 году столицу потряс мятеж возглавленный Тупаком Амару II. Борьба велась несколько месяцев, итогом стала победа испанцев. Однако волнение явилось важным толчком к развитию повстанческого освободительного движения.
 
В 1821 году Перу объявило о своей независимости. Город сохранил важное политическое значение на юге страны.
 
В ХХ веке Куско начал активно разрастаться, включать в черту города новые земли. Несмотря на очередное сильное землетрясение, 1950 года, вызвавшее разрушение более чем одной трети всех его зданий, Куско получил множество почетных званий и остался наиинтереснейшим городом в Перу.