ООО "Турминал Тревел Компани".
г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д.111, офис 514.

+7 (911) 923 2532

Инти Райми

Перу
Инти Райми – древнеинкский обряд поклонения Солнцу, самый пышный, красивый и богатый на подарки и угощения праздник. Его отмечали ежегодно, в самый короткий и холодный день южного полушария. Праздник знаменовал начало нового полугодия, окончание сбора урожая. В конце XVI века испанцы запретили индейцам проводить языческую церемонию. Перуанцы возродили традицию в первой половине ХХ века, превратив праздник в веселый, яркий костюмированный фольклорный фестиваль. На территории древней крепости Саксайуаман потомки инков разыгрывают представление, пляшут, танцуют, поют.
 
Инти Райми в переводе с языка кечуа дословно означает «Праздник Солнца»; raimi – праздник и Inti – имя бога солнца первого в пантеоне богов, куда входили боги завоеванных народов и всевозможные уаки. Уакой индейцы называли буквально все, чему поклонялись. Ею могло быть что-то вещественное из окружающего мира или  что-то рожденное в помыслах. Солнце, будучи верховным божеством инков, также являлось уакой, только общеимперского масштаба. Испанцы — потрошители ереси просто выходили из себя, когда обнаруживали или узнавали об очередной дотоле не опознанной и потому еще не разрушенной ими индейской уаке. Индивидуальную уаку тщательно скрывали, опасаясь, что ее чудодейственную силу могут сглазить чужие люди. Любой предмет, равно как и любой представитель животного или растительного мира, от которого согласно легенде брали начало племя, род, отдельная семья, считался коллективной уакой этих групп людей. То были языческие боги-идолы, сохранявшие элементы тотемного характера.
 
Инки отличались удивительной веротерпимостью. Покорив царство, они заставляли народ признать верховным богом бога солнца Инти, а главного идола новых подданных отправляли в Куско. Изображение этого божества устанавливали в столице в храме для чужих идолов. Отныне покоренный народ должен был поклоняться богу Инти, но мог творить свои исконные обряды и ритуалы, вознося мольбы и молитвы родному божеству.
 
Кроме того, Инти считался покровителем Тауантинсуйю - Империи Инков, в состав которой входила огромная по площади территория, включавшая современные: Перу, Боливию и Эквадор, частично: Чили, Аргентину и Колумбию, а так же Инти был отцом всех инкских правителей, начиная с первого - инки Манко Капака, посланного на землю ради всеобщего блага людей.   
 
Инти Райми проходил ежегодно, в период зимнего солнцестояния, т.е., примерно 24 июня, в один из самых коротких и холодных дней в южном полушарии. Праздник знаменовал начало нового полугодия, что в древние времена имело важное календарное значение. Индейцы благодарили Солнце за урожай (церемония проходила в конце его сбора) и просили Инти оставаться благосклонным к своим детям. В период господствования Инкской империи Инти Райми был самым важным религиозным событием.  
 
Празднику предшествовал трехдневный пост в течение, которого разрешалось, есть лишь маленькие порции состоящие из белой кукурузы и травы под названием чукам, пить воду; запрещалось: разводить костер и спать с женщинами. Девы Солнца готовили ритуальную еду.
 
Согласно свидетельствам Гарсиласо-де-ла-Веги (перуанского историка, 1539-1616), церемонии проходили в столице Тауантинсуйу – Куско. На платформе развлечений Хаукай пате (ныне именуемой Плаза-де-Армас) собирались только сыны солнца. Кураки (правители покоренных земель) и их подданные  ожидали главного события года за каменной оградой дворцов и храмов, окружавших со всех сторон Хуакай пату. Возглавлял действо Суверен. 
Воинская знать представала в парадных одеяниях с боевым оружием.  Считается, что численность празднующих превосходила 100 000 человек.  Веселье продолжалось 9 дней. Утро дня зимнего солнцестояния владыка с семьей встречали босыми на главной площади. Они стояли в определенной последовательности, зависящей от возраста и заслуг каждого участника. Первые лучи солнца царственная семья встречала присаживаясь на корточки (аналог стояния на коленях), с воздетыми к светилу руками, после чего люди закрывали лицо руками с растопыренными пальцами и целовали воздух (аналог поцелуя одежд правителя). После восхода солнца Единственный (так называли верховного Инку) как бы раздваивался. По ритуалу он был не только Инкой, но и самим Отцом-Солнцем. Суверен брал в каждую руку по золотому кубку с напитком, называемым  акилъа – своеобразная кукурузная водка. В правой руке, высоко поднятой над головой, правитель держал сосуд самого Солнца. Левая рука прижимала к сердцу сосуд Единственного. Правый кубок следовало опрокинуть в золотой сосуд – подношение Инти.  Из кувшина напиток убегал   по высеченной из камня трубе, которая шла от главной площади до дома Солнца. Из кубка в левой руке отпивал Единственный и разливал священную жидкость по кубкам своих братьев и сыновей, строго придерживаясь, раз и навсегда установленного порядка – от старшего по положению в клане к младшему. Каждому по одному глотку. После пригубления священного напитка, процессия следовала в главный храм  империи. В последний век властвования инков таким храмом стал  – Кориканча, сооружённый в 1438 г. Название храма в переводе с языка кечуа означает «Золотой храм». Здание недолго поражало своим величием, поскольку чуть более чем через сотню лет после постройки было сильно повреждено в ходе испанской кампании, примерно еще через сто лет (1650 г) землетрясением. После чего над фундаментом испанцы возвели Собор Санто-Доминго, а часть уцелевших помещений языческого святилища католики использовали как стены монастыря. В Куско и поныне сохранились обветшалые стены гибридного храма, пострадавшие от сильного землятресения 1950 г.   
 
Последние двести шагов до священного порога Кориканчи инки шли босыми – за неведомой чертой начинался дом их небесного отца и покровителя. Вернувшегося из чертога Единственного, публика встречала оглушительным криком ликования. После чего начинался обряд дарения, сопровождаемый представлениями, по средствам которых вассалы повествовали о подвигах совершенных соотечественниками во имя империи Тауантинсуйу. Среди подарков преподносимых кураками были золотые сосуды, растения и животные, сделанные в натуральную величину. Представители каждого царства имели в одежде элементы символизирующие принадлежность к тому или иному прародителю - животному или птице. Голова пумы, крылья гигантского кондора, пятнистая кожа анаконды безошибочно указывали, от кого брали свое начало люди всех царств и народов, объединенных сынами Солнца, дабы нести великую службу, возложенную на инков всемогущим Инти.
 
За обрядом дарения, что длился несколько дней, следовали обряды жертвоприношения. Первым ритуально убитым живым существом был абсолютно черный детеныш ламы. По узору капилляров образующих сетку на сердце и легких жрец читал прогноз на ближайший год, определял степень благосклонности Отца и задачи для народа Тауантинсуйу. Кстати, подобный ритуал, всегда, совершали в ожидании любого важного события, например военного похода. После первого жертвоприношения происходил массовый закол скота перед новым огнем, который разжигал верховный священник, используя сфокусированные своим золотым браслетом лучи солнца. Солнечный огонь, первым, принявший черного ламенка, переносили в Кориканчу и дом Акльей, там его охраняли днем и ночью целый год до следующего праздника. Все мясо убитых животных жарили публично, и  раздавали празднующим: инкам, куракам, простолюдинам, в соответствии с их положением. Начинались песни и танцы. Лишь после окончания праздника гостям разрешалось возвратиться домой. Ритуальные танцы исполняли и сами сыны Солнца во главе с Сувереном. 
 
У ученых есть основания полагать, что во время празднования Инти Райми инки организовывали не только жертвоприношения животных, но и людей, в частности детей, во всяком случае, на определенном историческом отрезке. 
 
Последний Инти Раими с присутствием императора прошел в 1535 году. 
 
В 1572 наместник Франсиско де Толедо (1515-1584) запретил церемонию, поскольку католическая вера отрицала язычество, однако некоторые обряды были перенесены на день памяти Сан Хуана (Иоанна Крестителя), который совпадает по датам с индейским праздником.
 
В 1944 году, Фаустино Эспиноза Наварро, на основании записей оставленных Гарсиласо-де-ла-Вегой реконструировал праздник. С этого момента началась вторая жизнь Инти Райми, как фольклорного фестиваля очень популярного среди местного населения и туристов.  Ныне праздник представляет собой театрализованное представление, воссоздающее древнюю церемонию. Его проводят на руинах Саксайуамана - военного и религиозного центра инков.
 
Стоит отметить, что праздник зимнего солнцеворота отмечают не только  в Перу, но и в Эквадоре, причем традиции и национальный колорит сильно разнятся.