Наска - пустынное плато на юге Перу. Такое же название носят город, река, древняя индейская культура и группа рисунков, известных во всем мире. Линии Наска – загадка для современного человека. Никто не знает, точной датировки изображений, остается не совсем ясно как и для чего они были созданы. С момента обнаружения рисунков, что пришлось на первую половину ХХ века, накопилось множество описательных данных, касающихся числа, размера, форм геоглифов; ученые и «альтернативные исследователи» создали множество недоказанных предположений описывающих этот, захватывающий дух, артефакт. Самые популярные версии звучат примерно так: рисунки могут иметь астрономическое, календарное значение, являться планами оросительных сооружений, ритуальными тропами, храмами, местами – указателями, где расположены подземные святилища и даже оборудованными площадками для приземления инопланетян. Огромные геоглифы существуют в Чили, в нескольких километрах от города Лампа, на высоте 2400 м, были найдены 140 рисунков, однако более известен «Гигант из пустыни Атакама», что расположен неподалёку от города Уара. В Англии охраняется государством доисторическая «Белая лошадь», в Австралии «Человек Марри». Геоглифы обнаружены в самых разных странах мира. Но изображения Наски с их количеством, особенностями и размерами порождают самую внушительную археологичекую загадку этого рода.
В 1994 г. рисунки пустынного перуанского плато были внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Изображения поражают масштабом – около четырех тысяч квадратных километров пустыни покрывают тысячи рисунков длиною в десятки, сотни метров и даже километры. Самая длинная, из обнаруженных до сих пор, линия тянется 23 км по горам и долинам, при этом, ее ширина составляет всего около метра. Среди всех изображений пустыни Наска четко выделяются два типа: геометрические фигуры (треугольники, спирали, прямые линий, и более сложные узоры) и очертания объектов живой природы – растения, животные, птицы и люди. Исследователи Наски говорят, что стоя на земле невозможно понять, что находишься в центре гигантской «книги с картинками», идущей по пустыне человек не видит рисунков. К счастью, проверить это утверждение простому смертному невозможно. По настоянию Марии Райхе насканские пампасы были официально объявлены «археологическим парком». Большие щиты, стоящие на шоссе и подъездных дорогах, гласят: заходить на территорию строго запрещено! Пренебрегший этим предписанием будет приговорен к штрафу в миллион долларов США и вдобавок к лишению свободы до пяти лет. Строгие карательные меры – единственный способ защитить рисунки от разорения, которому они постоянно подвергались: местные ухари прежде частенько катались на машинах и мотоциклах по таинственной пустыни, оставляя на ее поверхности нестираемые следы. Впрочем, один из рисунков был поврежден с согласия правительства
Перу. Панамериканское шоссе отрезало хвост гигантской ящерице.
Увидеть рисунки можно, лишь, приподнявшись над пустыней. Так, вблизи одного из геоглифов, «Дерева», воздвигнута наблюдательная вышка, с которой открывается панорамный вид на плато, но хоть немного оценить масштабы проделанной древними мастерами работы можно лишь с самолета. В
Перу очень распространены авиаэкскурсии. Продолжительность полета составляет полчаса, однако этого вполне достаточно, чтобы составить представление о достопримечательности, посмотрев более 12 самых популярных рисунков (изображения птиц, человека, животных, дерева), множество прямых и изогнутых линий, геометрических фигур. При изучении популярной литературы возникает превратное мнение, что чудо равнины Наска заключается именно в «тематических рисунках», запечатлевших объекты живой природы. Это не так, силуэты людей и животных – «лишь крошечные единичные изображения, вкрапленные то тут, то там среди огромных геометрических рисунков». Так, например, длина рыбы составляет всего 25 м; паука — 46 м; обезьяны — около 60 м, кондора — 110 м. Только колибри со своим длинным клювом достигает 250 м. При этом, например, обнаружено свыше 2000 узких линий, некоторые из которых имеют длину 3, 5, 6,10 и свыше 20 км. Между ними — трапециевидные участки, которые в самом широком месте достигают 80 м, а затем плавно сужаются, чтобы через 3,6 км перейти в узкую линию. Многие линии и геометрические фигуры заканчиваются где-то за горизонтом, что интересно, такое впечатление складывается, когда смотришь на пустыню не с низенькой вышки, а из кабины самолета. Рекордная дина фигуры – 23 км.
Насканские рисунки – одна из не решенных загадок, но состоящая из многих вопросов, порождаемых определенными закономерностями. Например, известно, что почти все изображения плато расположены не изолировано, а соединены между собой линиями. Другой принцип: пустыня хранит изображение только одной обезьяны, только одного паука, только одного кита, только одной собаки, только одной игуаны, но более 20 фигур разных видов птиц. На всей плоской поверхности пустыни нет ни одной человеческой фигуры и ни одного человеческого лица, тогда как сразу несколько очертаний изображено на горных склонах, обращенных к небу под углом, в районе Пальпы вблизи Наска. Речь идет о многочисленных изображениях человеческих голов, из которых исходят лучи, другие головы имеют выступы наподобие антенн и расположены вокруг 29-метровой фигуры, которая правой рукой указывает на небосвод, а левой — на землю.
Изображения очень любопытны еще и тем, что некоторые фигуры животных замечательно стилизованы, а многие напоминают детский рисунок. Фигуры сделаны в разное время или «наивность» изображений – не ошибка мастеров, а замысел? И первое, и второе утверждение может быть верным, если учесть, что отдельные группы рисунков, пока, не поддаются точной датировке. Кроме того многие рисунки замечательно выполнены, гигантские узоры: спирали, зигзаги, прямые линии, а также прочие геометрические фигуры изображены на плато с учетом поправки на рельеф, т.е. рисунок может идти по сопкам и даже горам, но при этом смотрится так, будто он изображен на ровной поверхности. Как если бы на Google карту наложили полупрозрачную картинку.
Рисунок "Обезьяна": из сетки геометрических фигур выходит полуторакилометровая линия, словно проведенная по линейке, чтобы соединиться с почти 60-метровой обезьяной. Под ногами животного находятся семь больших зубцов. На его ногах по три пальца, на одной руке четыре пальца, а на второй — пять. Прямая линия от хвоста обезьяны переходит в геометрический узор, состоящий из 16 расположенных зигзагом линий одинаковой величины. |
Остается не вполне понятным как древние художники воспроизводили на земле такие изображения. Фрау Райхе, получившая образование географа и математика, глубоко разбирающаяся в точной топографической съемке, констатировала: «Художники, имевшие возможность только с воздуха увидеть совершенство своего творения, видимо, заранее делали план и рисунки в уменьшенном масштабе. Но как потом им удавалось на больших расстояниях задать каждому отрезку нужное место и направление, остается загадкой, для решения которой потребуются годы. Лишь тот, кто знаком с практической работой землемера, может в полной мере судить, какую подготовку должны иметь люди, которые способны эскиз рисунка в малом масштабе перенести на огромные размеры с полным сохранением пропорций. Древние перуанцы должны были располагать измерительными инструментами и вспомогательными средствами, о которых нам ничего не известно и которые они вместе с другими знаниями спрятали от глаз завоевателей…» Тем не менее, современные исследователи утверждают, что инструментами индейцам служили колья и веревки.
Создание линейных геоглифов (на основании изучения незавершённых рисунков).
Сначала границы полос размечают большими камнями, затем тёмный слой грунта с поверхности будущего изображения удаляют, обозначая его контуры. Тёмные камни, лежащие внутри границ полосы, убирают, чтобы затем сложить из них насыпи. Насыпи из камней распределяют вдоль границ полосы - таким образом края приподнимаются.
Создание спиральных геоглифов (по теории археологов).
Верёвку наматывают на палку, свободный конец привязывают к центральному столбу. Верёвка постепенно разматывается, и палка чертит спираль. Вторая спираль прочерчивается внутри первой. Камни по краям каждой полосы убирают, обнажая более светлый грунт.
|
Процеес создания рисунков описывается так: свои гигантские «полотна» носители культуры Наска создавали простым способом – по контуру рисунка удаляли слой покрывающих землю темных камней, обнажая более светлый песок под ними. Дело в том, что Наска состоит из наносного грунта, смешанного с железосодержащей галькой, сланцем, известняком и вулканическими веществами. Десятки тысяч лет камни на поверхности подвергаются воздействию сильнейших колебаний температуры. Зимними ночами термометр не редко показывает 4 °C, при этом дневная жара достигает 40 °C. От зноя и холода камни растрескиваются в щебенку. Кроме того, нагрев приводит к окислению находящихся на поверхности пород. Они приобретают ржаво-бурую окраску. При растрескивании получается каменная мука, которая частично осаждается, а частично уносится ветром. Такой геологический процесс не затрагивает подпочвы, поэтому после удаления камней, окрашенных окислами железа в бурый цвет, и становится видна более светлая подпочва.
Очевидцы пишут, что в действительности сгребание камней в пустыне Наска – очень тяжелая работа, поскольку грунт плато – достаточно твердый.
Расшифровка рисунков
С момента обнаружения геоглифов Наска, что пришлось на первую половину ХХ века, накопилось множество описательных данных, касающихся числа, размера, форм рисунков; ученые и «альтернативные исследователи» создали множество гипотез описывающих этот, захватывающий дух, артефакт. Самые популярные версии звучат примерно так: рисунки могут иметь астрономическое, календарное значение, являться планами оросительных сооружений, местами – указателями, где расположены подземные святилища и даже оборудованными площадками для приземления инопланетян.
Господствующая точка зрения основывается на предположении, что, по крайне мере часть линий, изображенных на горизонтальной плоскости – ритуальные тропы, по которым могла шествовать молящаяся толпа. С развитием цивилизации и увеличением численности населения, люди удлиняли имеющиеся рисунки, строили новые. Есть мнение, что в ряде геоглифов церемонии проводили параллельно и участники наблюдали соседей. На вершине одной из самых высоких гор региона – Ильякаты, где берут начало реки, орошающие пустыню, найдены остатки круглого церемониального кромлеха. Это и другие свидетельства совершения обрядов у высокогорных источников позволяют предположить, что рисунки имели отношение к культу горных божеств, повелевающих водой. Возможно, совершая обряды на необычных изображениях, жрецы полагали: могущественные боги с горных вершин увидят их усилия, оценят и «выдадут» воду.
Среди линий пустыни Наска немало фигур, словно срисованных из учебника геометрии, например, гигантские трапеции. Исследователи полагают, что раскрыли тайну рисунков такого типа. Изыскания начала XXI века показали, что у одной из сторон трапеции можно наблюдать небольшую насыпь из камней, так называемую, платформу. В 2000 году, наконец была вскрыта одна из таких насыпей. Под слоем грунта исследователи обнаружили множество разбитых черепков, раковин, остатков растительной пищи и других ритуальных даров. Но самой интересной находкой были куски морской раковины рода Spondylus, точнее раковин
княжеского спондилуса (
Spondylus princeps), двустворчатого моллюска. Раковины Spondylus – очень важный религиозный символ воды и плодородия в доколумбовой Америке. Прибрежные цивилизации
Перу чтили раковины как священные, поскольку моллюск был вестником надвигающейся природной аномалии Эль Ниньо, приносящей дожди и наводнения на пустынный берег. Примета всегда оказывалась верна, поскольку в холодных водах
Перу не водится моллюск, но подходит к берегам с приходом теплых течений Эль Ниньо – климатической аномалии, проявляющей себя с периодичностью 3 года – 8 лет. Спондилусы – обычные обитатели теплых вод
Эквадора и севера
Перу, они появляются там, где от материка отворачивает антарктическое течение Гумбольдта.
Несколько слов о культуре наска
Следует отметить, что понятие «линии Наски», зачастую отражают лишь географическое положение изображений, а не эпоху их возникновения. Хотя большинство геоглифов сотворены индейцами цивилизации Наска, первопроходцами были не они, а более древние цивилизации. Принято считать, что культура Наска, возникла в I веке н.э. и процветала до VI века н.э. в одном из самых засушливых регионов Земли – на юге и в прибрежных районах современной
Республики Перу, в пустыне – узком продолжении чилийской Атакамы. По небольшой закрытой долине в районе Наска с Анд на запад текут десять периодически пересыхающих рек. Им соответствуют десять узких полосок оазисов, которые и стали колыбелью культуры Наска, но прежде, примерно в этом же регионе возникла другая индейская цивилизация, культура Паракас (VII век до н.э. – II век н.э.), знаменитая, прежде всего, замечательным текстилем. Ей принадлежит не менее 75 групп рисунков в районе города Пальпа. Геоглифы культуры паракас, часто – изображения людей, имеют, в свою очередь, сходство с еще более ранними местными рисунками, вырезанными в камне.
Кризис наступил в V – VI веках нашей эры. Исследователи полагают, что в этот период произошли климатические изменения, в Андах стало выпадать меньше дождей, что привело к пересыханию рек Наски, ведь истоки их находятся в горах. Народ проживавший на берегу запаниковал, жрецы стали требовать жертв, но главное индейцы принялись с оружием в руках конкурировать из-за воды. Некоторые ученые говорят, что есть доказательства того, что с закатом насканской культуры совпало сильное землетрясение, в результате которого погибли, пострадали и были деморализованы те, кто пытался пережить засуху. И, наконец, примерно в середине VII века, остатки некогда сильного народа были разбиты воинственной империей Уари (550 год – IX век).
В наследство от древних народов Наски современным перуанцам досталась система горизонтальных колодцев, которую много веков назад древние инженеры создали для доступа к подземным рекам, текущим с предгорий Анд. Эти ирригационные системы,
пукиос, до сих пор орошают южное
побережье Перу. Насканцы обоготили «Исторический Перу» не только удивительными геоглифами, но и другим памятником – Кауачи, археологический памятник в
Перу, в начале новой эры был крупным церемониальным центром культуры Наска; некрополис Чаучийя – древнее захоронение эпохи наска и уари.
Экскурсионный полет над линиями Наска
Увидеть рисунки Наска можно, лишь, приподнявшись над пустыней. К счастью для туристов, в
Перу существуют авиаэкскурсии. Продолжительность полета составляет полчаса, однако этого вполне достаточно, чтобы составить представление о достопримечательности, посмотрев более 12 самых популярных рисунков (изображения птиц, человека, животных, дерева), множество прямых и изогнутых линий, геометрических фигур.
Стоит учесть, что 30 минут вполне достаточно и для того, чтобы почувствовать недомогание из-за полета. Легкий винтомоторный самолет постоянно проваливается в воздушные ямы, его швыряет из стороны в сторону, кроме того пилот «кладет» «Цесну» то на левое, то на правое крыло для того, чтобы пассажирам были лучше видны рисунки. Из-за этого приходится постоянно терпеть небольшие перегрузки. Однако страх перед симптомами морской болезни не повод отказываться от полета. Медикаменты и утренняя диета помогают убрать или свести к минимуму неприятные ощущения. Быть в районе пустыни Наска и не посмотреть на плато с высоты птичьего полета – непростительное малодушие. Группа геоглифов перуанской пустыни – один из самых загадочных, захватывающих рукотворных шедевров на земле.
Однако стоит предупредить будущих гостей пустыни, что полеты над линиями – очень популярный аттракцион, на аэродром стекается множество туристов разных стран мира, поэтому бронировать экскурсию нужно заранее. Кроме того, перуанцы не были бы латиноамериканцами, если бы их бизнес работал как часы. Увы, даже если группа пребывает к назначенному времени, часто ей приходится ожидать вылета, слоняясь вокруг аэропорта иногда даже более часа.
История открытия линий
Впервые научный мир узнал о линиях Наски в 1927 году из сообщений выдающегося перуанского археолога Торибио Мехия Ксесспе (1896 – 1983), однако в те годы еще не было известно о масштабности сделанного открытия. Линии сочли просто индейскими тропами.
Заинтересовать научное сообщественность смог американский исследователь из Лонг-Айлендского университета штата Нью-Йорк Пол Косок (1896-1959), который в 1941 году искал в пустынных землях
побережья Перу акведуки, для чего воспользовался услугами авиации, а увидел линии Наска.
Однако с пустыней тесно связал свою жизнь и научную карьеру другой человек – Мария Райхе (1903–1998). В начале 50-х годов ХХ века Райхе стала помощником Пола Косока, впоследствии полностью его заменив. Поначалу немка интересовалась пустынными «полотнами» между делом, но вскоре загадочные рисунки захватили ее целиком.
В начале исследовательского пути фрау Райхе попыталась получить общее представление о путанице линий на поверхности пустыни. Надев соломенную шляпу и вооружившись блокнотом для рисования, она обошла в палящий зной все окрестности, расставила вешки и стала делать первые зарисовки.
Скоро она поняла, что без аэрофотосъемки не обойтись. Знакомые свели ее с «Сервисно Аэрофотографико Насиональ», подразделением перуанских военно-воздушных сил. Пилоты и офицеры заинтересовались этой загадкой и проявили готовность оказать всяческую помощь. Так появились первые снимки и замеры с воздуха.
Возле ухабистой дороги, ведущей из долины Инхенио в Наска, располагалась скромная асиенда — ферма, и хозяева разрешили фрау Райхе занять там одну комнату. Так комната в «асиенде Сан-Пабло» на многие годы стала штаб-квартирой неутомимого ученого. Сегодня неподалеку находится Музей Райхе. Одна комната оборудована как жилище исследовательницы, ее восковая фигура сидит за столом посреди карт и схем, которые развешаны на стенах. В других помещениях музея демонстрируются весьма впечатляющие черно-белые фотографии того времени из архивов первопроходцев.
Посвятив всю жизнь Наске, Мария Райхе упорно боролась за то, чтобы сохранить эту жемчужину древности в первозданном виде.
Постепенно линиями Наски заинтересовались разные фонды и университеты. В конце ХХ века эстафету приняли молодые ученые
Перу и других стран мира.
В 1994 г. рисунки пустынного перуанского плато были внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.