Полное название – «Археологический парк Ольянтайтамбо». Ольянтайтамбо – современный населенный пункт и археологический памятник культуры инков на юге Перу; находится в 76 км от города Куско, в 40 км от Мачу-Пикчу. Это самое старое постоянное поселение в Южной Америке.
Во времена испанского вторжения в окрестностях города разворачивались ожесточенные бои между индейцами Инкской Империи, лучниками диких лесных племен и конкистадорами. Манко Инка разгромил испанскую экспедицию. Однако, увы, эта важная победа не избавила континент от захватчиков.
Название города
Что означает название Ольянтайтамбо – не совсем понятно. Согласно лингвисту Родольфо Серрону «Ollantay» - искаженное с языка аймара «Ulla-nta-wi»; что в переводе, означает «место наблюдения с высоты», т.е., дозорная башня или наблюдательный пункт.
Согласно другой гипотезе Ольянтайтамбо - составное слово языка кечуа. «Ollanta» - имя одного из инкских воевод, популярного героя устного народного творчества. В честь Ольянтая была даже написана драма в стихах. Конфликт в произведении порожден социальным неравенством: вождь народа анти полюбил дочь Инки Пачакутека, что считалось богохульством и великим преступлением (особенно после того, как она родила от него девочку). Ольянтай – верный соратник сапа инки (суверена) в ратных делах, победитель грозных чанков просил прощения и разрешения на брак с возлюбленной. Пачакутек не сжалился над любовникамии, и Ольянтай был вынужден бежать, чтобы спасти свою жизнь. Драма заканчивается благополучно для главных героев, им помогает смерть Пачакутека.
«Ольянтай» - одна из двух драм, сохранившихся до наших дней из всего многообразия больших стихотворных произведений инков. Народ Империи Тауантисуйю (Инкской Империи) был невероятно творчески плодовит. Художников, в широком смысле этого слова, поддерживало государство. Однако, как известно, инки не пользовались письмом, поэтому практически все произведения, написанные на языке кечуа, в наше время необратимо утеряны.
Вторая половина слова Ольянтайтамбо происходит от понятия «tambo» - испанской формы слова «tampu». Так инки называли «склады» - «постоялые дворы», в которых отдыхали, получали пищу и могли сменить или починить обмундирование воины и каждый, кто отправлялся «в командировку» по стране. Центральная и лучшая часть тамбо считалась «царской», ею мог пользоваться только сапа инка (суверен). В тамбо хранились огромные запасы продовольствия, военной амуниции и оружия. В случае катаклизмов – воин, неурожая, стихийных бедствий, тамбо становились центрами гуманитарной помощи нуждающимся.
История города
Основателем города считается император Пачакутек (Пачакутек Юпанки или Пачакути — девятый правитель Империи Инков, повелевавший Империей между 1438 и 1471 годами). Суверен приказал возвести Ольянтайтамбо на месте разрушенного в ходе захватнической операции древнего поселения. Таким образом, большая часть построек в городе датируется концом XV века. Новый город включал: дворец правителя, жилые постройки, комплекс хранилищ, церемониальный центр, астрономическую лабораторию и террасы.
Во времена испанского вторжения Ольянтайтамбо служил временным укрытием для вождя инкского сопротивления - Манко Инки Юпанки (или Манко II - младшего сына одиннадцатого и последнего правителя свободной Инкской Империи – Инки Уайна-Капака). Город и его окрестности были хорошо укреплены. В окрестностях Ольянтайтамбо разворачивались ожесточенные бои, в которых принимали участие лучники из диких лесных племен, а сам император лично присутствовал на поле боя, выезжая верхом на коне (верховой езде он научился у испанцев) и с копьем в руках, подбадривал своих воинов. Самым крупным сражением признана битва 1536 г. на равнине Маскабамба около Ольянтайтамбо, когда Манко Инка разгромил испанскую экспедицию, блокировав их продвижение и затопив равнину. Однако, несмотря на победу индейцев, Манко II не счел возможным продолжать сражение в данной местности и ушел в густые леса, к забытому городу Вилькабамбе.
Организация города
Ольянтайтамбо расположен на юге
Перу; в 76 км от города
Куско, в 40 км от
Мачу-Пикчу; на высоте 2 800 м над уровнем моря в долине реки Урубамба (прежде Вильканоты – священной инкской реки) при слиянии с рекой Патаканча, между холмами Пинкуйина и Бандолиста.
Ольянтайтамбо - один из самых больших археологических комплексов
Перу; занимает территорию, приблизительно 600Га. Здесь сохранились городские постройки, церемониальные центры, террасы и прочие сооружения времен Инкской Империи. Кроме того это самое старое постоянное поселение во всей Южной Америке. Ольянтайтамбо – один из немногих современных населенных пунктов, где инкскими постройками до сих пор пользуются простые жители, а также где есть археологический центр – музей. Лицо города не катастрофически изменилось со времен правления исторических хозяев. Во времена Инкской Имприи в городе проживало около 1000 человек. В настоящее время поселок насчитывает около 10 000 жителей – ремесленников и крестьян.
Ольянтайтамбо расположен в долине реки Урубамбы и со всех сторон окружен вершинами. Названия окрестных гор очень интересны, каждое связано со словом «золото». Желтый металл в Инкской Империи не был символом богатства, как у европейцев, но являлся священным материалом, знаком божественности. Названия вершин звучат так: Choquetacarpo (Столб из золота), Choquepayan (Где он дает золото), Choquepacarina (Место происхождения золота), Choquebamba (Равнина из золота), Choquellusca (Где лежит золото).
Ольянтайтамбо выполнял целый ряд функций: административно-религиозного центра, собирал и хранил припасы окрестных деревень, а превосходная ирригационная система позволила превратить долину в плодородный край. Но, в первую очередь, благодаря своему положению и мощи, город служил важную роль при защите столицы империи от возможного вторжения чужих племен, контролировал дороги царства. Защита Ольянтайтамбо состояла из городской стены и нескольких крепостей. Главная цитадель называлась Королевский дворец Солнца (Casa Real del Sol), две другие – Чокана (Choqana) и напиши кириллицей (Inkapintay), которые располагались на левой стороне реки Урубамбы.
Ольянтайтамбо делился на два главных сектора: зона Коско и зона Аракама.
Зона Коско занимает часть равнинной территории, отделена от остальной части древнего города рекой Патаканча, с востока ограничена хребтом Pinkuylluna (кириллицей). Планировка Коско была геометрически правильной, участок представлял собой прямоугольник, расчерченный сеткой улиц (4Х7). В центре располагалась церемониальная площадь, сейчас она застроена жилищами. Площадь делила Коско на две части – верхний (Ханан Коско) и нижний (Урин Коско), согласно классической инкской планировке городов. Коско состоял из нескольких канчас - прямоугольных кварталов с общей наружной стеной, составленной фасадами нескольких зданий (здесь четырех) и внутренним двором. С приходом испанцев город был перестроен, однако многие инкские стены/фундаменты сохранились по сей день. Часть горожан живет в домах служивших когда-то резиденциями инкской знати, другие владеют постройками колониальной эпохи, что стоят на каменных блоках разрушенных зданий. Главная постройка времен конкисты – храм под названием «Иглесиа Сантьяго Апостоль» - Церковь Святого Апостола.
Очень интересно побродить в тишине по узким улочкам, мощеным булыжником, понаблюдать за жизнью сельчан, вспомнить трагическую судьбу несчастного народа Анд, зайти на рынок народного промысла.
Аракама – небольшой сектор на западе города, у подножия Храмового Холма – Бандолиста. Структура района - типична, поделена улицами на правильные четырехугольники, но ничего напоминающего канчас здесь нет. Аракама носил религиозно-церемониальное значение. Сектору принадлежит площадь, называемая Маньяи Ракаи. На севере от нее сохранился ансамбль «Храм Воды». Он представляет собой систему чаш и каменных каналов, принимающих талую воду с горных ледников. Водопровод работает и по сей день. Главная часть этой ансамбля – сам Храм Воды – четырехугольное строение, внутри которого расположен маленький дворик. Вода занимала важное место в космогонии инков.
Храм Солнца расположен на вершине большого утеса. Увы, он сильно пострадал, от «гонителей дьявола», но до наших дней все же сохранилась мощная стена из идеально подогнанных шести монолитов розового порфира. Стены бывшего храма поражают монументальностью, простой красотой форм, точностью подгонки.
На поверхности блоков проступает традиционный орнамент – чакана (chakana или chaka hanan), что в переводе с кечуа означает «мост в небеса». Эта многоступенчатая фигура – была важнейшим знаком в инкском мире. Кстати такое же имя (чакана) носило созвездие Южный Крест.
В чакане храма Ольянтайтамбо ступеней пять, но их могло быть и иное количество, например семь – все эти знаки называются «андский крест». Трехступенчатый символ именуют немного иначе – инкский крест. Это самый распространенный вариант чаканы. Лишь его расшифровка известна достаточно подробно. Однако, предполагают, что все чаканы рассказывали примерно об одном. Поэтому несколько сков об инкском кресте. Инкский крест (трехступенчатая фигура) – не просто символ, а целый шифр, в котором индейцы заключили понимание космогонии мира. Через этот знак инки передавали свое отношение к сущему и божественному, познавали его. Каждый угол, каждая воображаемая прямая, расчерчивающая крест на дополнительные фигуры имела свое религиозно-философско-научное значение. Самый верхний пласт в расшифровке – деление на мужское и женское начало – вертикальная линия и божественное и земное – горизонтальная линия.
Позднее, в эпоху конкисты, католики страстно пытались увидеть в чакане свой привычный символ – католический крест. Именно они фигуру «мост в небеса» назвали крестом. Впрочем, католики переврали и перевернули, поставив с ног на голову, все что могли. Они же сгноили в рудниках в нечеловеческих условиях миллионы индейцев: архитекторов, астрономов, крестьян, воинов, врачей; разрушили величественные комплексы, растащив искусно выполненные блоки для постройки своих храмов. Многие, церкви, кстати, не смогли пережить перуанские землетрясения, в отличие от исторических комплексов. Свои преступления они оправдывали просто, не признавая индейцев людьми. Просвещенные европейцы описывали Новый Свет так: «Америка Вольтера была населена ленивыми и глупыми индейцами, плешивыми и трусливыми львами, а также свиньями, у которых пупки были на спине. Бэкон, де Местр, Монтескьё, Юм и Бодэн отказывались признавать себе подобными «выродившихся людей Нового Света». Гегель говорил о физическом и духовном бессилии Америки, добавляя, что индейцев не случайно погубила встреча с европейцами».
Эдуардо Галеано
«Вскрытые вены Латинской Америки»
Экскурсоводы любят обращать внимание посетителей на каменные выступы холма Пинкуйина напоминающие очертания человеческого лица, а точнее лица бога Виракочан или Тунапа - жизнетворческого начала бога Виракочи. Виракоча – бог подаривший инкскому народу многие знания, в том числе в сельскохозяйственной области. Он научил правильно возделывать землю, собирать и хранить урожай. Кстати, на холме Пинкуйина сохранился целый сектор амбаров.
Подножие горы Бандолиста, что несет основные постройки Ольянтайтамбо, преобразовано трассами – типичными инкскими элементами строительства. Они представляют собой ступенчатые платформы – дренажные системы спасающие склон от оползней и одновременно гряды для сельскохозяйственных культур. Есть мнение, что плодородия долины сполна хватало, чтобы прокормить город, а трассы служили местом выращивания ритуальных растений. Если смотреть на ступени с высоты холма Пинкуйина, то становится видно, что очертания зоны напоминают всполохи пламени. При этом на вершине находится храм солнца. Мария Росторовски – историк и исследователь, перуанка польских корней предположила, что инки так воплотили образ апу – духа гор, покровителя людей, появляющегося в виде особого света в Андах. Жители Анд иногда воплощали в городской застройке образы священных животных и птиц.
Священный камень на холме Пинкуйина, интересен тем, что аналогичный монолит можно увидеть в комплексе
Мачу-Пикчу.
Основные каменоломни для постройки Ольянтайтамбо находились в 5 км от города, там добывали блоки розового порфира для будущего храмового комплекса. Сложная сеть дорог, скатов и спусков соединяла их с основными зонами застройки. В районе каменоломен обнаружено несколько чульп - каменных башен, служивших в качестве погребальных сооружений для знати племен завоеванных инками.