Мачу-Пикчу – город инков, самый впечатляющий археологический памятник на территории современного Перу, визитная карточка страны. Комплекс датируются XV веком, но до наших дней дошел в превосходном состоянии. Для осмотра города требуется не менее трех часов пешей прогулки.
С 1983 года памятник входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2007 году Мачу-Пикчу был удостоен звания Нового Чуда Света.
Мачу-Пикчу (13° 9'51.77"Ю 72°32'44.24"З) расположен в 130 км от Куско, на восточном склоне Анд, там, где берут начало леса Амазонии, на левом берегу долины Урубамба, при инках именовавшейся ущельем Пикчу. У подножия склонов протекает бурная горная река Вильканота-Урубамба. Археологический комплекс расположен на вершинах двух гор: Мачу-Пикчу и Уайна (Вайна) Пикчу. Основные инкские постройки принадлежат Мачу-Пикчу; занимают пространство, примерно, 530мХ200м. При этом на территории древнего города сохранилось 172 здания.
Во времена Инкской Империи Мачу-Пикчу был связан прекрасными дорогами с другими селениями царства. До наших дней, в основном, дошли лишь их остатки. Однако одна из этих дорог активно используется и сейчас, правда, исключительно туристами. Это знаменитая «Тропа инков»; лежащая на юге и соединяющая Мачу-Пикчу с заброшенным городом Яктапата. Дорога тянется мимо целого ряда достопримечательностей доколумбовой Америки: города Сайякмарка, Пуйупатамарка, Винья Вайна, крепости Рункуракай. Трекинг занимает 3 – 4 дня.
В переводе с кечуа Мачу-Пикчу означает «старая гора». Комплекс часто называют «город в небесах» или «город среди облаков», а иногда неверно - «потерянным городом инков».
Погода
Днем на Мачу-Пикчу довольно тепло и влажно. Температура колеблется между 12°C и 24°C. К вечеру заметно холодает, температура воздуха может опускаться ниже 10°C. Мачу-Пикчу расположен в дождливой местности (около 2000 мм годовых осадков). Погода в горах непредсказуема. За считанные часы, небо над древним городом могут несколько раз затягивать тяжелые тучи, скрывая синее небо и ослепительное солнце, и вновь расступаться. Нередко окрестности затягивает густой туман, имеющий, впрочем, тенденцию расступаться во второй половине дня. Самые пасмурные дни приходятся на период с ноября по март. Но Мачу-Пикчу - хорош в любую погоду, в любое время суток.
Структура комплекса Мачу-Пикчу
Археологический комплекс покрывает вершины двух гор – Мачу-Пикчу и
Уайна-Пикчу. Основные инкские постройки принадлежат Мачу-Пикчу; занимают пространство, примерно, 530мХ200м. На территории древнего города сохранилось 172 здания.
Мачу-Пикчу стоит в сейсмически нестабильной зоне на вершине горы, где постоянно конденсируется влага. Стены города давно бы пали, если бы не гений инженеров, создавших этот монументальный памятник. Один из секретов города – превосходный дренаж почв, множество каналов (129 штук), отводящих воду в ров. Другой – способ строительства самих зданий. Стены имеют небольшой градус уклона внутрь здания, оконные проемы трапециевидны – все, чтобы снизить напряжение в кладке. Строители города ориентировали Мачу-Пикчу по солнечному азимуту, высчитанному для дня летнего солнцестояния.
Здания города двух типов: дома простолюдинов – из грубых, неровно сколотых камней; стены жилищ знати и ритуальные комплексы – из идеально обработанных гранитных блоков. Именно про такие конструкции принято говорить: «в зазор между блоками нельзя просунуть даже бритвенное лезвие». Предполагают, что камни в стенах домов простых горожан были связаны посредством растворов, а снаружи стены были облицованы глиной с примесью красителей желтого и красного цвета. Есть мнение, что блоки в зданиях, принадлежащих высшему сословью, также скреплял тонкий слой связующего материала.
Здания венчали двух-, четырехскатные крыши из натурального материала.
Мачу-Пикчу состоит из двух зон: сельскохозяйственной, образованной комплексом террас, и городской зоны, в которой проходила вся гражданская и религиозная жизнь Мачу-Пикчу. Зоны разделены 400 метровой стеной с дверью, механически запираемой изнутри и рвом – главной дренажной системой города.
Сельскохозяйственная зона
Террасы Мачу-Пикчу – большие ступени, обрамляющие весь склон. Каждая ступень состоит из каменного каркаса, заполненного слоями нескольких материалов: крупными камнями, более мелкими булыжниками, щебнем и землей. Такой принцип строительства, дренаж каждой ступени, позволял индейцам защитить крутые склоны от оползней и создать прекрасные площадки для сельскохозяйственных культур. Так называемые инкские террасы были придуманы около 5 тысяч лет назад на побережье Перу культурой
Карал и используются по сей день крестьянами в Андах. Например, прекрасно сохранившиеся, возделываемые террасы, можно увидеть в районе
каньона Колка.
Городская зона
Перуанский археолог, доктор Национального Университета Лимы – Чавес Бальон (1918 – 2000) предположил, что строители Мачу-Пикчу создавали город по классическому инкскому образцу, подчеркивающему традиционное биразделение общества в андской иерархии. Следовательно, Мачу-Пикчу состоит из верхнего и нижнего города. Физическая ось этого деления - продолговатая площадь, лежащая на разных высотных отметках, в соответствии с рельефом местности.
Город прекрасно снабжался водой, частично поступавшей с вершины горы, частично дождевой. В Мачу-Пикчу вода распределялась искусно сделанным водопроводом.
Городскую зону принято делить на сектора, обозначаемые цифрами от 1 до 18.
Верхний город
Сектор номер один включал комплекс зданий, возведенных для гостей Мачу-Пикчу и состоял из стойл для лам и альпак, кухонь, жилых комнат. Все они расположены в непосредственной близости от главной дороги и разделены параллельными улицами.
Главное здание сектора "Храм Солнца" известно под названием «Башня», построено из искусно обработанных и подогнанных друг к другу блоков. В храме проводили обряды, посвященные солнцу. Одно из окон сохранило следы, говорящие о том, что когда-то храм был богато украшен. В здании видны следы сильного пожара. Здание построено на скале, под которой есть небольшая пещера. Ее стены когда-то покрывала тонкая каменная кладка. Есть мнение, что грот служил мавзолеем, в его больших нишах покоились мумии. Один из современных исследователей, директор Национального института культуры Перу Луис Лумбрерас полагает, что пещера под храмом солнца была усыпальницей самого Пачакутека.
Группа зданий, которую испанские исследователи назвали «Резиденцией», видимо, была местом жительства знати Мачу-Пикчу. Будь «Резиденция» проектом современной строительной компании, ее реклама звучала бы так:
По мастерству исполнения и местоположению комплекс «Резиденция» - лучшие жилые строения города. Он расположен рядом с храм Солнца и главным источником города; включает два больших жилых помещения, одно из которых сообщается с комнатой, куда подается вода по каналу. Комплекс дополняет стойло для верблюдов и собственная терраса с видом на восточную сторону города.
Священной площадью называют группу зданий, расположенных вокруг квадратного двора, вместе они составляют ритуальный комплекс. Он включает два главных религиозных здания Мачу-Пикчу: Храм трех окон и Главный Храм. Храм трех окон собран из каменных блоков разной величины и сложной формы. Стены Храма трех окон напоминают пазл. Стены Главного Храма сложены из идеально обработанных и подогнанных друг к другу огромных каменных кирпичей. Рядом со строениями расположено здание, называемое «домом жреца».
Интиуантана – пирамидальный холм с многоугольным основанием. Склоны укреплены террасами. На вершину ведут лестницы. Холм венчает одноименный камень, вытесанный из скалы. Этот ритуальный объект можно встретить в разных инкских и доинкских городах, например, в археологическом комплексе
Писак. По преданию, к камню привязывалось солнце.
Нижний город
Священный камень – огромный плоский камень, установленный на широком пьедестале; играл роль дорожного столба, отмечая северную оконечность города и начало пути на Уаина Пикчу.
Группа трех фасадов – квартал жилых помещений и мастерских, фасады которых выходят на главную площадь Мачу-Пикчу. За каждым фасадом – несколько строений, соединенных общим двором. Такие мини-кварталы с «коммунальной» стеной и двориком были характерны для инкской архитектуры и носили название «канчас» (kanchas).
Дом акльей или «избранных девственниц» - строение из хорошо обработанных камней, в полу которого находятся два каменных углубления, служивших, видимо, для размола зерна. Можно услышать и мнение, что вогнутые диски наполняли водой, а в получившиеся зеркала наблюдали за звездами. Здесь же обнаружены алтари. Акльи, они же «невесты Солнца» - самые красивые девушки царства, которые становились наложницами сапа инки (правителя империи) и его ближайших родичей. Акльи не бездельничали в своих домах-дворцах. Целыми днями они трудились, производя огромное количество одежды, в которую одевалась практически вся знать. Даже акльи из дома девственниц в Куско не были освобождены от этой далеко не легкой работы: их одежда поступала в гардероб правителя и считалась священной.
Сектор Кондора – целый набор конструкций, включает как рукотворные элементы, так и природные образования. В центре расположен большой камень, который якобы очертаниями напоминает силуэт кондора. Место, видимо, использовали в религиозных целях. На юге «кондора» располагались дома элиты. Между жилищами и внутренним двором обнаружены остатки конструкций, которые служили загончиками для морских свинок, животных, одомашненных инками и служивших им в качестве ритуальной пищи.
История города
К 1440 году ущелье Пикчу (теперь Урубамба) было отвоевано у культуры Аярмака (Ayarmaca, возникла из культуры Уари в XIII веке) победоносным военоначальником Пачакутеком, объединившим всех кечуа. Именно тогда, в XV веке, на новых для Куско землях, и был заложен Мачу-Пикчу. Считается, что на территории города в разное время проживало от 300 до 1000 человек. Здесь располагались резиденции элиты государства, но обитали и нетитулованные поселенцы, в основном, землепашцы. Долины ущелья до прихода Пачакутека были плотно населены, а со времени инкского захвата стали развиваться еще интенсивнее. По приказу Сынов Солнца в горах было построено множество административных центров, среди которых самыми важными были
Патайякта (
Яктапата) и Кенте Марка, сооружены прекрасные дороги, заложены сельскохозяйственные комплексы. Вопреки расхожему мнению, Мачу-Пикчу не был «тайной резиденцией» правителей Инкской Империи. Жизнь города напрямую зависела от окрестных поселений, поскольку собственные сельскохозяйственные наделы Мачу-Пикчу были невелики.
В энциклопедиях и научно-популярной литературе практически нет сведений о городе. Напротив, принято писать, что о Мачу-Пикчу никому ничего неизвестно, ни о том кто и когда его построил, ни о том, почему город был покинут. Кроме того, нередко говорится, что город простоял пустым около 400 лет, скрытый от людского глаза, а главное – от алчного ока испанцев, пока его, наконец-то, не открыл американский исследователь Хайрам Бингем в 1911 году. На самом деле все это не совсем верно. О городе известно не так уж и мало.
Причиной «смерти» города стали гражданская война в Инкской Империи и испанское вторжение. Для того, чтобы объяснить, как и почему это произошло, стоит в двух словах рассказать о войне между братьями Уаскаром и Атауальпой, а также о структуре инкского общества.
Атауальпа - незаконнорожденный и любимейший сын Инки Уайна Капака – грозного и могущественного правителя Инкской Империи. Его мать – царевна земель Киту – части современного
Эквадора. Именно Атаульпа, а не законные наследники сапа инки (правителя), сопровождал своего августейшего отца в военных походах и официальных визитах в провинции царства. Атаульпе отдавали должное военноначальники, поддерживали родичи, совсем недавно покоренные инками и в значительной степени лишившиеся политической власти, но не забывшие времен независимости. Атаульпа был прирожденным правителем и военоначальником, но по инкским законам не мог претендовать на власть в царстве, а отец не мог ему ее передать. После смерти суверена Атаульпу ждала либо гибель, либо низведение до уровня обычного бастарда. Поэтому, после кончины отца Атаульпа двинулся войной на Куско, чтобы сохранить свой статус и получить независимость земель Киту. Таким образом, Атаульпа - стал первым и последним мятежником, кто посмел восстать против власти правителя Империи Инков и свергнуть его. Атаульпа отстранил от власти своего сводного брата и законного наследника – Уаскара, взошедшего на престол после смерти Уайна Капака. Поступок Атаульпы сломал традиции царства, пошатнул устои, поскольку прежде не было даже попытки как-то изменить жесткую вертикаль власти в отлаженной как часовой механизм Империи Инков. Пришли смутные времена, но не в привычном нам понимании этого слова. В Инкской Империи не было беспорядков, голода и мора. Для простых смертных все осталось неизменным, пострадала лишь верхушка власти. Политически значимая прослойка государства восприняла Атаульпу как узурпатора, а некоторые для того, чтобы наказать бастарда, вступили в сотрудничество с «вовремя» прибывшими испанцами, что и стало для страны роковой ошибкой. Среди тех, кто помогал испанцам, был и Манко Инка Юпанки, о котором чуть позже.
Испанцы, прибыв в новый свет, казнили Атаульпу под предлогом незаконности правления страной, однако в действительности, им было необходимо обезглавить армию индейцев.
Теперь несколько слов о структуре общества в империи. Основу Инкской Империи составляли общины, не владевшие земельными наделами, однако обязанные обрабатывать выделенную им землю. Более того, инки практиковали институт так называемого митмака — насильственное переселение, как отдельных общин, так и целых народов. Людей могли отправить, например, поднимать целинные земли или строить дороги. Общины переселяли также, руководствуясь принципами безопасности для государства. Даже самая лояльная и этнически близкая к инкам община, например, община индейцев кечуа, не была гарантирована от насильственного переселения.
Не будучи владельцем надела, община между тем была обязана не просто возделывать землю, но и охранять ее как от внешних посягательств, включая запрет появления на своей территории чужого общинника, так и внутренних, например самовольного использования целинных земель в пределах общинного надела. Был также запрещен выход членов общины за границы территории без разрешения властей. Семьи различались по одежде, которая точно указывала, к какому народу и даже к какой общине принадлежит ее владелец и т.д. Конечно, не все простые смертные были довольны столь жесткой общественной структурой, насаждаемой инками. Прежде всего, власть инков обескураживала недавно завоеванные народы. Однако их мнения никто не спрашивал, а бороться с системой в Империи Тауантисуйю было бесполезно.
Политический переворот в стране, захват власти иноземцами привел к тому, что влияние доколумбового
Куско сначала ослабло, а затем вовсе сошло на нет, чем и воспользовалась значительная часть общинников, в том числе проживавших в окрестностях Мачу-Пикчу. Они снялись с насиженных мест и попробовали вернуться на свои исконные территории, отчего регион Мачу-Пикчу значительно опустел. Но политически значимая прослойка населения империи все еще проживала в городе. В 1536 году сын Инки Уайна-Капака, брат враждовавших братьев – Уаскара и Атаульпы, император инков во время конкисты, Манко Инка Юпанки или Манко II поднял одно из крупнейших индейских восстаний в Южной Америке против европейского господства. Вероятно, именно в это время инкская знать покинула Мачу-Пикчу, отправившись вслед за повелителем в Вилькабамбу.
Испанцы, скорее всего, знали о существовании Мачу-Пикчу, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что последний курака города (политический и административный глава) был крещен и получил испанское имя Хуан Макора. В хрониках того времени фигурируют места либо по описанию, либо по названию похожие на Мачу-Пикчу. Так, например, один испанский солдат Бальтасар де Окампо описал в конце XVI века населенный пункт «наверху горы» похожий на Мачу-Пикчу. Другой документ гласит, что инка Титу Куси Иупанки (внебрачный сын Манко II), правивший тогда Вилькабамбой, попросил, августинских монахов прибыть в 1570 году в «Piocho» для проповедования евангелия. В Перу есть только одно место с созвучным названием – это Мачу-Пикчу. Кстати, существует предположение, что именно борцы с идолопоклонничеством сожгли Храм Солнца. Тем не менее, конкистадоры, почему-то не придали большого значения Мачу-Пикчу, не вошли в него и не растащили все «по кирпичику» в поисках сокровищ, как поступили с большинством инкских построек.
Однако при испанцах, район стал мало обитаем и практически не осваивался.
Чуть позже к региону проснулся исследовательский интерес. В конце XIX века Мачу-Пикчу под разными именами был нанесен на карты. Некоторые искатели приключений уже тогда были осведомлены, что на вершине гор сохранились развалины. Доподлинно известно, что в начале ХХ века город посещали люди. Надписи на стене Храма Трех Окон – подлинные. Они принадлежат трем перуанцам, в 1902 году посетившим комплекс.
Для большого мира Мачу-Пикчу открыл Хайрам Бингем – (1875 — 6 июня 1956) — американский археолог и политик. 24 июля 1911 года в сопровождении констебеля и земледельца исследователь прибыл на вершину горы. Там они обнаружили две крестьянские семьи, занимавшиеся возделыванием инкских террас и, кстати, получавших воду по все еще действующему инкскому каналу. Однако значительную часть территории к тому времени уже поглотил дождевой лес. Бингем руководил археологическими изысканиями на Мачу-Пикчу в период с 1912 по 1915 год. Рабочие очистили город от леса. Были обнаружены инкские захоронения за пределами города. В самом Мачу-Пикчу было найдено около 4000 предметов. Они с разрешения правительства
Перу были отправлены в Йельский университет для изучения на один год. Однако США уже почти сто лет придумывает разные предлоги, чтобы не возвращать исторические ценности на родину.
Вслед за североамериканским исследователем Мачу-Пикчу стали посещать археологи и антропологи всего мира. Исследовательские работы не прекращаются и по сей день.