Саксайуаман – перуанская крепость, ходит в состав, так называемой, Священной Долины; при инках выполняла не только защитные функции, но и роль церемониального центра. Позднее, во времена ожесточенных битв с испанскими завоевателями комплекс приобрел важное стратегическое значение для всей Южной Америки, поскольку располагается в непосредственной близости от бывшей столицы Инкской Империи – Куско (в 2-х км); на вершине холма (3 700м над уровнем моря), откуда превосходно просматриваются окрестности. Саксайуаман занимает территорию в 3 093Га. С языка аймара название переводится, как: «Место, где насыщается сокол».
История комплекса
Вопреки расхожему мнению, не инки были первыми строителями комплекса, а народ кийке (Killke), занимавший территорию, приблизительно, с 900 по конец 1200 года н.э. Они же, видимо, построили (начали строить) главный храм, акведук и дорогу. В XIII столетии кийке вытеснили инки, включив в свою цивилизацию не разрушенное культурное наследие предшественников.
При инках строительство крепости велось во время правления императора Пачакутека, в XV веке (Пачакутек Юпанки или Пачакути — девятый правитель Империи Инков, повелевавший государством между 1438 и 1471 годами). Считается, что именно в соответствии с волей Пачакутека,
Куско и Саксайуаман возведены так, чтобы очертания их границ вместе соответствовали силуэт пумы – священного животного инков, причем
Куско – тело животноно, а крепость – голова. Окончательный вид комплекс приобрел при императоре Уаина Капаке, в XVI веке (Уайна Капак или Вайна Капак одиннадцатый и последний правитель свободной Инкской Империи; умер на территории современной Колумбии от занесенной европейцами оспы).
Архитектура крепости Саксайуаман
Самым невероятным и чудесным сооружением крепости Саксайуаман были, и остаются по сей день, ее стены, составляющие три последовательно расположенные по всему периметру гряды, за исключением стороны обращенной к
Куско. Такая архитектурная особенность объясняется тем, что из тыла нападений быть не могло, тогда как с любой другой стороны крепость выдержала бы длительную осаду, а возможно и устрашила соперника, отбив охоту сражаться.
Первая стена называлась Тиупунку — «песчаные ворота» (при ее строительстве использовали песчаник); вторая — Акавана Пунку по имени Акаваны, главного мастера, построившего ее; третья — Виракоча Пунку в честь Виракочи (одного из главных божеств). В каждой стене имелся проход, который закрывал подъемный камень.
Самая длинная сторона внешней стены приблизительно равна 400м, а ее высота составляет 6 м. Она сложена из массивных валунов. Один из камней в кладке достигает 9-и м высоты и 4-ех м ширины, весит около 130 т. Это самый крупный рукотворный валун, использованный при строительстве на всем континенте.
Многие испанцы искренне считали, что не люди, а сам сатана был автором уникального сооружения. Сегодня, когда про сатану стало не совсем удобно говорить, есть немало людей, со всей серьезностью утверждающих, что стены крепости могли построить только инопланетяне.
Крепость была соединена с городом туннелями, один из которых, как утверждают хронисты, выходил прямо на территорию храма Кориканча (главного храма Солнца всего царства), другой кончался где-то в горах.
Собственно крепостью были три башни (Мойок Марка, Сайяк Марка и Паука Марка) с подземельями; расположенные на ровной, возможно, специально выровненной вершине холма.
Мойок Марка принадлежала верховному Инке – сапа Инке; занимала центральное положение, имела цилиндрическую форму. Ее диаметр достигал 22м, а высота составляла не менее 8м. Стены украшали изображения золотых звезд и животных. Инки утверждали, что башня была покрыта золотом, как коврами. В ней находился источник питьевой воды. Приближенные сапа Инки хранили в тайне, как и откуда по подземным трубам доставляется в башню вода.
Сайяк Марка и Паука Марка имели в основании форму квадрата и предназначались для гарнизона крепости. Воинами в крепости могли быть только инки по привилегии (индейцы кечуа, вошедшие в состав инкского государства), а все ее службы возглавляли сыны Солнца.
Под башнями были построены сооружения, как бы повторявшие те, что стояли на поверхности. Они соединялись великолепно построенными «улицами», которые образовывали настоящий лабиринт. Незнакомый с ними человек не мог выйти из «ловушки» без проводника.
Служащие, находящиеся на территории Саксайуаман были обеспечены всем необходимым, поскольку на территории крепости располагались склады, где хранили амуницию и провизию. Вода для общественного пользования поступала из-за крепостных стен по древнему акведуку. Внутри форпоста располагалась обширная площадь, способная вместить тысячу человек. Трон Инки представлял собой большую скалу обработанную каменотесами, с которой суверен наблюдал и управлял праздничными и военными действами.
Стоит отметить мастерство древних каменщиков, возводивших комплекс Саксайуаман, оно потрясает до сих пор. Строительные блоки имеют фигурные стыки и так плотно подогнаны друг к другу, что между камнями невозможно просунуть даже лезвие бритвы.
В основном породу добывали в каменоломнях, расположенных примерно в десяти километрах от строительной площадки. Там валунам придавали приблизительную форму, затем впрягалась бригада мужчин и веревками тянула камень на гору. Непосредственно у крепости блоки тщательно обрабатывали, затем укладывали на место, подгоняя, к остальным.
Каждая деревня должна была предоставить строго определенное для нее количество мужчин, которые бы приняли участие в общем строительстве. Работой руководил архитектор.
По официальным данным крепость Саксайуаман была разрушена колониальными властями по соображениям военного характера, на самом деле, главной причиной разрушения башен и подземелий оборонительного сооружения стали не военные действия, а слишком настойчивые, долгие, но безуспешные поиски испанскими завоевателями бесследно исчезнувшего золота Инки. Кроме того, Саксайуаман стал источником замечательного материала, из которого конкистадоры возвели свой, колониальный город
Куско, кстати, руками все тех же индейцев. Бытует мнение, что в городе нет ни одного колониального здания, в стенах которого бы не было камней из древней крепости.
Со строительством крепости связана одна интересная историческая легенда, описанная в рукописях Инки Гарсиласо. На заре зарождения Инкской империи, дети Солнца отнюдь не были сильнейшими в регионе. В культурном и техническом развитии, а также военной мощи с инками вполне соперничали соседние кечуанские племена, а так же племя чанков. Великий правитель Пачакутек держал решающий бой с чанками у стен Саксайуамана и скорее всего бой был бы проигран, если бы на стороне инков не выступили союзники кечуа, в том числе, видимо, жители города Писак. Они собирались «по пятьдесят и по сто человек» и сразу вступали в сражение. Их громкие вопли создавали впечатление, что воинов больше, чем на самом деле. И чанки начали терять веру в победу. Инки, как гласит легенда, стали кричать, что камни и растения превращаются в людей и идут сражаться на стороне Солнца и Виракочи. От этой уловки чанки окончательно пали духом. Между прочим, как утверждают испанцы, легенда о камнях и растениях, превратившихся в воинов, пользовалась большой популярностью среди индейцев и в годы конкисты. После победы Инка Виракоча-Пачакутек подтвердил, что врага помогли одолеть бородатые люди, которых направил к нему бог Виракоча. Никто, кроме него самого, не мог их видеть. Поскольку они снова превратились в камни, он приказал собрать все камни у священного холма Ванакаури, из которых сам отобрал своих союзников - воинов Солнца и бога Виравочи. Эти камни инки уложили в крепостные стены Саксайуамана, у подножия которого одержали победу.
Сейчас Саксайуаман – интереснейший археологический комплекс открытый для посещения, а так же место проведения фольклорного фестиваля
Инти Райми – реконструкции древнего языческого праздника посвященного богу солнца – Инти.