Яктапата или Патальякта (13°13'57"S 72°25'29"W) в переводе означает «Город ступеней» или «Город террас»; расположен в долине реки Урубамбы в департаменте Куско, в 15 км к югу от
Мачу-Пикчу на высоте 2,5 км над уровнем моря – но, в отличие от
Мачу-Пикчу, не на горной вершине, а непосредственно у реки.
В переводе с языка кечуа «llacta» означает «город» и «pata» - «высота». Название часто использовалось для обозначения значимых населенных пунктов Инкской Империи. Так, например,
Мачу-Пикчу носил аналогичный эпитет. Настоящее имя города – неизвестно.
Первооткрывателем города для «большого мира», в 1912 году, стал Хайрам Бингем – (1875 – 1956г) — американский археолог из Йельского Университета, чье имя прославило открытие Мачу Пикчу. Кстати, именно Мачу Пикчу, заставил ученого внимательно изучить лежащую у подножия гор долину, благодаря чему и был обнаружен город Яктапата – полностью поглощенный джунглями. Лишь неподалеку исследователи обнаружили несколько крестьянских домишек. В ходе раскопок начала ХХ века город так и не был полностью очищен от леса. Новое, более масштабное исследование, началось лишь в 2003 году экспедицией под руководством британского исследователя Хью Томсона и археолога из США Гари Зиглера.
До публикаций Томсона и Зиглера о Яктапате практически ничего не было известно, лишь их работы в начале тысячелетия немного приоткрыли завесу таинственности, окутывающую это место. Сейчас ясно ,что Яктапата имел очень тесную связь с Мачу Пикчу, а именно был важным звеном в тщательно разработанной сети административных и церемониальных центров, поддерживавших существование последнего.
Архитектура
Мачу-Пикчу и впечатляющий пейзаж этого места навел ученых на мысль, что город имел немалое значение для верховного Инки и обладал в его глазах священной силой. В свою очередь, расположение и ориентация Яктапаты относительно
Мачу-Пикчу были не случайны, а определялись религиозными верованиями, связанными с культом солнца. Кроме того, что очень важно, в Яктапате был расположен храм Солнца, подобный Кориканче, знаменитому «Золотому Храму» из
Куско – главному церемониальному центру Инкской Империи.
Большая площадка снаружи от главных ворот и множество колкас (амбаров) показывает, что
Мачу-Пикчу, вероятно, служил перевалочным пунктом для грузов, прибывавших из Вилькабамбы. Отсюда они отправлялись в столицу (
Куско) для дальнейшего распределения. В таком случае, Яктапата, по-видимому, был важным местом отдыха и «придорожным» святилищем для официальных лиц, путешествовавших в
Мачу-Пикчу и далее. Яктапата также служил важным перевалочным пунктом на пути из
Куско в Виктос. Через Яктапату же шли дороги в Чокекирао и Вилькабамбу.
Вероятно, Яктапата поддерживал
Мачу-Пикчу сельскохозяйственной продукцией, поскольку, по подсчету одного из современных ученых, сам «Город в облаках» мог прокормить лишь 55 человек, тогда как на его территории проживало более 300 индейцев.
Планировка Яктапаты соответствовала классической городской инкской застройке, и включала разделение на «верхний» и «нижний» город. На территории поселения обнаружены святилища, дома знати и простых горожан, многоуровневые террасы, использовавшиеся не только как поля для выращивания сельскохозяйственных культур, но и выполнявшие укрепительную функцию, препятствуя оползням.