Писак (3 250 м над уровнем моря) – хорошо сохранившийся огромный древний кечуанский город – прекрасный образчик инженерного гения индейцев Анд (Перу); входит в состав, так называемой, Священной Долины. Он расположен на востоке горной цепи, в так называемой, Священной долине. То же имя носит небольшой колониальный поселок у подножия склона (2959м над уровнем моря). Время его возникновения примерно 70-е года XVI века. Испанский Писак имеет классическую разметку: прямые улицы, делят его на квадраты, в центре главная площадь. Городок жив и продолжает обрастать деревней. Место знаменито рынком народного промысла, проводимым по воскресеньям, вторникам и четвергам. Кстати, цены на сувениры здесь достаточно высоки.
Писак находится в 33 км от города Куско, если ехать на машине и в 15–18 км пешего пути.
Организация древнего города
Территория комплекса – очень интересна для прогулок. Здесь есть самые разные архитектурные объекты: жилища элиты, казармы, сторожевые посты, прекрасные дороги, акведуки, церемониальный центр. В период своего расцвета город был метрополией, поражающей размерами и качеством сооружений. Разбитый на городские кварталы, Писак занимал территорию в несколько квадратных километров. В двух районах города есть захоронения. Это самое большое и самое впечатляющее древнее кладбище в Перу, на территории которого сохранились останки множества некрополей и мавзолеев.
Писак принято делить на четыре функциональные части: Интиуатана, Кайякаса, Кинчиракай и Писака.
Гостей города встречают прекрасно сделанные каменные ворота, традиционной трапециевидной формы – Амару Пунку (Дверь змеи). Здесь стоит обратить внимание на каменные петли.
Наиболее почитаемым сектором города был Интиуатан - религиозно-административный центр, возвышающийся над всем остальным городом. Его храмы и дворцы по качеству исполнения могли соперничать с Кориканчей (храмом солнца, важнейшим храмом Империи Инков, расположенным близь
Куско). Центральную позицию в ансамбле занимал храм солнца города Писака, в сердце которого расположен камень так же именуемый Интиуатана, что дословно в переводе с кечуа – «крепить солнце». Священный камень – вулканическое обнажение обработанное каменотесами. По одной из легенд к Интиуантана было привязано солнце. Полагают, так же, что камень использовали астрономы. Аналогичное обнажение есть в
Мачу-Пикчу. От религиозно-административного центра вниз ведут вырубленные прямо в скале лестницы и дороги.
Второй сектор назывался Кайякаса – цитадель; расположен на отроге. На южном склоне Писака есть ансамбль из круглых башен (характерная деталь архитектуры кечуа) для защиты насыпных террас, дорог и прилегающих к городу селений. Город окружен мощной крепостной стеной.
Два оставшихся комплекса – жилые. Кинчиракай – хорошо укрепленная зона, служила местным жителям укрытием в случае атаки на город. В зоне под названием Писака проживала привилегированная часть населения. Судя по качеству прочных и красивых домов (только такие здания и сохранились), население города было весьма многочисленным. Подобным домам в пределах городской черты у кечуа обычно соответствовало огромное количество глиняных, которые, естественно, не могли сохраниться до наших дней. Перуанский исследователь Виктор Анхель Варгас полагает, что в Писаке дома простых людей исчислялись тысячами.
Склоны горы, на которой расположен город, опоясаны террасами, хорошо сохранившимися до наших дней. Они служили для защиты Писака от оползней, кроме того, их засеивали сельскохозяйственными культурами. Плодородную почву поднимали снизу, из долины Урубамбы.
История города
«Pisac» или «p’isaqa» в переводе с кечуа означает куропатка. Жители Анд любили называть населенные пункты в честь животных и птиц, чьи силуэты им грезились в формах окружающих скал или чьи очертания строители воспроизводили в разметке города.
Однако некоторые авторы полагают, что название Писак – не историческое. Так стали именовать поселение уже в эпоху конкистадоров. Настоящее имя города-государства – Пакайкача, а словом «писак» обозначали лишь долину, которую крепость когда-то сторожила (Кузьмищев В.А).
В энциклопедиях можно встретить следующее описание истории Писака. Территория каменного города в древние времена была очень привлекательна с точки зрения плодородия окружающих почв и положения относительно других кечуанских центров, а также труднодоступна для врага. Поэтому земли долины были освоены еще до возникновения Инкского Царства, вероятно народом вари. Инки одержали победу над соседями, отбили Писак, который позже превратился в важный административный центр инкской Империи. Под его контроль попали земли от
Куско до
сельвы.
Однако известна и другая трактовка истории города, изложенная в книге «Царство Сынов Солнца». Писак был возведен не инками, а родственными кечуанскими племенами еще до того, как укрепился и разросся
Куско. На момент зарождения царства Тауантинсуйю (Инкской Империи), Писак – город-государство один из серьезнейших соперников
Куско, в чем-то даже превосходивший его. Однако жители Писака не раз оказывались союзниками инков в борьбе с соседними племенами.
Считается, что испанские захватчики, прибывшие на материк, долгое время не знали о существовании огромного Писака (или не интересовались комплексом), поскольку величественный город был уже мертв к тому времени. Историки дают следующий ответ на вопрос «почему?».
Город был практически неприступен для агрессоров: соседей не кечуа и кечуа, включая инков. Инки не могли взять его силой легко т.к. Писак выигрышно располагался на вершине холма и обладал мощными оборонительными укреплениями, снабжался водой, имел богатые запасы провизии. Соседи не кечуа не имели возможности даже подойти к стенам города. Их бы не пустили на свои земли инки и прочие родственные племена.
Остается одно объяснение случившемуся факту – бескровная, политическая гибель Писака, повлекшая за собой общий упадок поселения.
Партию разыграли инки. Им было неуютно от близкого присутствия столь могучего соседа, который рано или поздно стал бы помехой в создании единого великого государства, зарождающегося под началом правителей
Куско.
Инки в ходе хитрых политико-военных интриг наладили дружественно-родственные отношения с правителем Писака и переманили его в
Куско.
Вслед за верховным правителем город-государство покинула знать второй руки. В городе остались лишь мелкие чиновники, да простолюдины. Писак стал не опасен и полностью попал под власть
Куско.
Косвенное подтверждение теории – прекрасная сохранность города. Его постройки несут следы разрушений наложенных временем, а не рукой человека.
Ученые полагают, что Писак начал терять политическое влияние в регионе во времена царствования Пачакутека Инки Юпанки — девятого правителя
Куско; победителя чанков (сильных и высокоразвитых соседей), объединившего всех кечуа (годы правления: 1438-1471); а безвозвратно утратил свою значимость во время правления Инки Уайна Капака - одиннадцатого правителя Империи Инков, династия Верхнего Куско. (1493-1523).
С археологическим комплексом связана одна интересная легенда. В городе есть каменный истукан, по преданиям это дочь вождя Уайяпума, которую звали Инкил (Инкий). Девушка могла выйти замуж только за человека способного в одну ночь построить мост через реку Вийкамайю, называемую сейчас Урубамбой. Видный принц Асто Римак не испугался испытания и принял вызов. Власти города обеспечили его всем необходимым. Экзаменом же для невесты стало восхождение на крутой холм. Почти на рассвете принц завершил постройку, а его невеста не смогла забраться на вершину, упала и превратилась в камень, сохранившийся до сегодняшнего дня.